В соответствии с Концепцией профильного обучения в Лицее: профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Предпрофильная подготовка реализуется в следующей последовательности:
- 6 класс - задача класса «укладывается» в рамки концепции - SMART-класса, класса развития способностей конкретного ученика через разработку открытой образовательной среды – доступной глобальной образовательной среда в реальном времени на качественных образовательных ресурсах. Распределенная образовательная среда. Это идея позиционирования глобальной «сети знаний» как основной цели цифрового образования. Это стержень смарт-образования идеи.
- 7-9 классы – ранняя профилизация, профильное самоопределение на уровне пропедевтики, позволяющее получить представление о реализуемых профилях через учебные курсы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
- С 8 класса по направлению химико-биологической предпрофильной подготовки реализуется федеральный проект совместно с РХТУ им. Д.И. Менделеева «Менделеевские классы». Целью которого является повышение уровня преподавания химии и других естественно-научных дисциплин, выстраивание сетевого взаимодействия школ с вузами и предприятиями, организацию системы предпрофессиональной подготовки, а также формирование предсказуемого вектора развития профессиональной ориентации школьников.
Ранняя профилизация поможет четче, прочнее выстроить обучающемуся свою образовательную траекторию. Важная задача ранней профилизации – формирование метапредметных интеллектуальных умений. Об этом ясно выразился В.В. Путин, президент страны: «Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах».
В лицее с 10 класса реализуется профильное обучение.
В 2022-2023 учебном году в МБОУ «Лицей №1» реализуются следующие профили:
- технологический;
- естественно-научный;
- социально-экономический;
- гуманитарный.
Предметы, которые изучаются на углубленном уровне по профилям:
- технологический профиль (Т): математика, физика, информатика;
- естественно-научный профиль (Е): биология, химия, математика;
- социально-экономический профиль (СЭ): математика, экономика, право, иностранный язык (английский);
- гуманитарный профиль (Г): история, право, русский язык.
Концепция лицейского профиля отличается:
а) принципом преемственности Концепции предпрофильной подготовки лицеистов и профильного обучения;
б) профессиональной ориентацией, обозначенной высоким уровнем социального взаимодействия, организации научно-педагогических связей практически со всеми высшими учебными заведениями Иркутской области, развивающимися отношениями на международном уровне с Ляонинским Политехническим университетом Китая, сотрудничество с индустриальными партнерами;
в) психолого-педагогическим сопровождением, которое рассматривается и реализуется в системе совместной профессиональной деятельности педагога и психолога, направленной на создание социально-психолого-педагогических условий для «максимального содействия развитию индивидуальности человека и субъектного начала в нем»;
г) организацией и внедрением научно-исследовательской деятельности обучающихся, которая является необходимым условием интенсификации (увеличения производительности) предпрофильного и профильного обучения и нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов; особенностью необходимо считать, что данная деятельность курируется Российской научно-социальной программой для молодежи и школьников «Шаг в будущее», первым Координационным Центром по России стал МБОУ «Лицей №1».