Итоги "XXI Шага"

Заметка о лицеистах-победителях XXI Региональной  научно-практической конференции  «Шаг в будущее»

В 1994 году Александр Олегович Карпов, председатель Центрального Совета Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» и  Юрий Николаевич Рябов открыли двери в мир науки детям из глубинки, дали возможность реализовать себя в науке. Был создан Первый  координационный центр  по Иркутской области программы «Шаг в будущее»  в провинциальном городе, сегодня он продолжает развиваться.«Шаг» шагает по сибирской земле 21 раз. 

25 -28 марта в городе Усолье-Сибирское прошли XXI Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» и ХVII Региональная научная  и инженерная выставка  «Изобретатель ХХI века»

26 марта 2015 года юные и маститые «шаговцы» сделали  свои первые и уверенные шаги в науку на сибирской земле, защищая свои исследовательские работы на 26 секциях конференции и 9 направлениях выставки.

«Лицей №1»- лидер в воспитании талантливых детей, представлено 47 лицейских  работ.

Каждый лицеист мечтает покорить научную вершину, стремится найти интересную тему для исследования и представить свои изыскания на суд самого компетентного, строгого, но справедливого  экспертного совета научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!».

Секция  «Историческое краеведение» рассматривает историю повседневности, вещественные источники, родословную семьи, вопросы от  истории страны до истории рода. Перевалова Мария, ученица 11 класса лингвистического профиля МБОУ «Лицей №1»,  представила работу «История переселения немцев в Сибирь на примере биографий усольчан» (научные руководители  Бубнова  Нэля Владимировна, учитель географии, и Петрова Елена  Владимировна, учитель русского языка). В её исследовании раскрывается взаимосвязь истории семьи и истории государства. На примере истории семей Шульц, Гор (Баумгард) и Шефер рассматриваются события колонизации, переселения немцев в Россию и периода репрессий.Девушка была убедительна, защита – прекрасно подготовлена, на все вопросы экспертов ответила без запинки, как результат - II место  по итогам публичной защиты.

В секции   «История» кандидаты  исторических наук  ИГУ и БГУЭП признали работу Никоварж Натальи «Судьба чеха и его семьи в круговороте событий Гражданской войны и репрессий на территории Сибири», ученицы 11 класса лингвистического профиля МБОУ «Лицей №1», написанную под руководством Бубновой  Нэли Владимировны и Пуговкиной Марины Анатольевны,   достойной II места по итогам публичной защиты.Благодаря изучению темы о Гражданской войне Натальей  была установлена связь её фамилии, родоначальника её рода в Сибири с событиями тех времен. Она узнала причину его появления в России и дальнейшую судьбу.

Традиционно блистали на секции «Право» лицейские правоведы. Кузьмина Елена, учащаяся 11 класса химико-биологического профиля (научный руководитель Казак Наталья Михайловна), разбиралась в «Проблеме преступности среди несовершеннолетних в г.Усолье-Сибирском» и стала первой.

На протяжении целого ряда лет в лицее успешно функционирует лингвистический профиль при самом активном участии филиала            Московского государственного лингвистического университета Евразийского Лингвистического Института (бывшего Иркутского государственного лингвистического университета).Ещё в мае 2000 года был заключен договор о совместной деятельности.

На секции «Лингвистика» диплом I степени получила Аханова Анастасия(научный руководитель Губина Альбина Альбиновна), учащаяся 11 класса лингвистического профиля, которая представила исследование на  тему «Роль прайминг-эффектов в раскрытии идейного замысла художественного произведения». На  примере романа У. Коллинза  «Женщина в белом» она показала, как теория речевого воздействия  дает возможность  понять, насколько глубоко слово проникает в сознание собеседника и ответить на вопрос о причинах этого воздействия.

И ещё одна лингвистка, Кислицына Юлия(научный руководитель Губина Альбина Альбиновна), отмечена поощрительным дипломом за практическую значимость работы «Лексико-семантический анализ конструкций с глаголом HAVE». Собранные ею многочисленные примеры  и их классификация позволяют более адекватно переводить конструкции с этим глаголом. Юлия-обладатель диплома I степени в интеллектуальном конкурсе «Шаг в будущее, абитуриент!»

С 2013-2014 учебного года в МБОУ «Лицей №1» реализует Международный проект по изучению лицеистами китайского языка.

Впервые в рамках конференции работала секция «Межкультурное содружество», экспертом в которой работали не только профессорско-преподавательский составведущих ВУЗов Иркутска, но и Линь Байсюэ, консул по делам образования Генерального консульства  Китая в городе Иркутске. Полинкевич Даная, учащаяся 10 класса лингвистического профиля, (научные руководители Зуева Елена Петровна, учитель русского языка, Ли Юйтун, учитель китайского языка, Бубнова  Нэля Владимировна, учитель географии) исследовала пословицы, ведь они фиксируют жизненные явления и практический опыт народа. Тема её работы - «Образ женщины в русских и китайских пословицах». При сопоставлении образов женщин в русской и китайской культуре   были выделены общие черты в характере женщин, например: доброта, покорность, трудолюбие. Женщины – воплощение доброты, честности и чистоты, независимо от национальности. Две совершенно разные страны, с разными религиями, обычаями и взглядами на жизнь объединяет отношение к культуре своего народа. Пословицы русского и китайского народа освещают одинаковые общечеловеческие ценности.

            Победы лицеистов закономерны, так как Лицей  создал неформальные научно-производственные связи с высшими учебными заведениями Иркутской области, предприятиями региона,  условия для успешного самовключения учащихся в широкий спектр общественных отношений в социуме.

«Шаг» - постоянно действующий механизм поддержки и развития одаренности обучающихся, молодежного творчества, профессиональных связей между наукой, средним, высшим образованием и производством.Шагайте вместе с нами в увлекательный мир науки!

Петрова Елена Владимировна, руководитель предметного объединения учителей гуманитарных наук