состоялся XIX Региональный научно-педагогический симпозиум

25 марта 2016 года в рамках региональных мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в г. Усолье-Сибирское на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» состоялся XIX Региональный научно-педагогический симпозиум «Формирование открытого образовательного пространства путем включения научной, исследовательской, творческой компоненты в деятельность педагога».

Основной целью проведения XIX Регионального научно-педагогического симпозиума «Формирование открытого образовательного пространства путем включения научной, исследовательской, творческой компоненты в деятельность педагога» является содействие повышению эффективности деятельности педагогических работников в сфере общего образования путём организации обмена опытом.

Задачи:

• выявление и поддержка наиболее интересных педагогических практик;
• распространение опыта эффективной педагогической деятельности в общем образовании;
• публичное признание личного вклада педагогов в развитие системы образования;
• привлечение заинтересованного внимания руководителей органов управления образованием к достижениям педагогов;
• формирование позитивного имиджа педагога в образовании;
• публикация лучших материалов в педагогических изданиях муниципального и регионального уровня.

Темой Симпозиума заявлена актуальная задача: формирование открытого образовательного пространства, котороепредполагает структурированное многообразие отношений между субъектами образовательной деятельности. На симпозиум прибыло 423 участника из 18 муниципальных образований Иркутской области, представительств региональной научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». В его работе приняли участие педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций, работники дошкольных общеобразовательных организаций, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, представители органов управления образованием, методических и ресурсных центров Иркутской области. На заседаниях 13 секций и 5 открытых дискуссионных площадок с докладами и сообщениями выступило 364 человека (11% на больше , чем в 2015 г. ).

Традиционно вышел в свет педагогический альманах «Мысль» № 73. Педагогическое издание, которому уже 23 года, посвящено важным юбилейным датам: 25-летему юбилею Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» и приближающемуся юбилею Лицея №1.

Сборник тезисов XIX Регионального научно-педагогического симпозиума «Формирование открытого образовательного пространства путем включения научной, исследовательской, творческой компоненты в деятельность педагога» включает 140 статей педагогов Иркутской области (на 45% на больше , чем в 2015 г.).

Социальными партнерами Регионального научно-педагогического симпозиума стали:

-Торопкин Максим Викторович , директор МКДУ Дворец культуры;

-Соколова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала ИР НИТУ в г. Усолье-Сибирское;

-Аникеев-Борн Федор Валерьевич, директор МБОУ ДОД ДДТ г. Усолье-Сибирское;

-Леонтьев Вячеслав Валентинович, заведующий МБДОУ «Детский сад № 25», Мотылькова Татьяна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25»;

-Серебренников Александр Викторович, директор МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа».

Целевым организационным ориентиром симпозиума является повышение эффективности работы каждого участника. Это возможно благодаря научному сопровождению симпозиума ведущими учреждениями дополнительного профессионального образования: 18 заседаний сопровождают 20 научных руководителей. Участникам симпозиума предоставлена уникальная возможность обсудить свой опыт с ведущими учеными Иркутской области.

Генеральными партнерами Симпозиума стали ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (согласно заключенному договору от 02.02.2016 г.) и Научно-исследовательский Иркутский государственный технический университет (договор о сотрудничестве от 23.04.2015 г.). Профессиональные партнеры симпозиума: Педагогический институт Иркутского государственного университета, Евразийский институт Московского государственного лингвистического института, учебно-методический Центр «Инрон» ИГУ, Центр дополнительного образования Сибирской академии права экономики и управления.

По итогам рефлексии XIX Регионального научно-педагогического симпозиума «Формирование открытого образовательного пространства путем включения научной, исследовательской, творческой компоненты в деятельность педагога» были выдвинуты следующие предложения:

Предметная направленность

Научный консультант

Предложения в итоговую резолюцию симпозиума

Секция №1

Психологи

Ковалева Елена Борисовна, к.,пс.,н, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО

-Моделировать эффективное предметное и социальное содержание профессионального труда современного учителя

Секция №2

Физика

 

-Трансформировать учебную деятельность обучающегося и профессиональную деятельность учителя с целью достижения новых результатов;

-создать условия для востребованности исследовательской функции профессионального деятельности учителя

Секция №3

Математика, информатика

Быстрова Наталья Васильевна, доцент кафедры предметной области ГАУ ДПО ИРО

-Формировать исследовательскую культуру учителя, научить организовывать исследование может только пелагог, имеющий такой опыт;

-искать новые активные формы повышения квалификации педагогов в современных условиях

(стажировочные площадки, серии открытых уроков опытных педагогов)

Секция №4

Химия, география

1.Кириллова Лидия Евгеньевна ,к.х.н., филиал ИРНИТУ в г. Усолье- Сибирское

2.Руденко Галина Владимировна к.г.н., доцент кафедры предметной области ГАУ ДПО ИРО

-Обеспечить «учение с увлечением», активно внедрять эффективные методы и приемы организации образовательного пространства, использовать их для того, чтобы ученик не просто усваивал поток информации, но и учился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться.

 

Секция №5

Биология

Борисенко Елена Юрьевна к.п.н., доцент, ИГУ

-Организовывать образовательное пространство, включающее социально значимую .практическую деятельность ученика и учителя

Секция № 6

Общественные дисциплины

НагорноваГалина Владимировна к.п.н.,зав.каф. педагогики и психологии ИРО

-Формировать критическое мышление обучающихся, способность оценивать представленную информацию, вырабатывать собственное аргументированное мнение

Секция №7

Иностранный язык

Татаринова Лариса Викторовна к.ф.н., заведующая кафедрой прикладной лингвистики Филиала МГЛУ, Евразийский лингвистический институт

-Создать условия для реализации организационно-деятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных задач для достижения личностно значимых целей и реализации найденных в процессе обучения смыслов.

Секция №8

Русский язык и литература

Галимулина Марина Владимировна, ст. преподаватель кафедры предметной области ГАУ ДПО ИРО

-Способствовать формированию развития приёмов и методов обучения в рамках классно-урочной системы, способствующих расширению применения учебно-исследовательской, творческой деятельностей и выработки у учащихся исследовательских умений.

-Развивать такие формы повышения профессиональной готовности педагогов к исследовательским методам обучения, как стажировка в образовательных учреждениях, имеющих обширных опыт организации исследовательской деятельности учащихся; школа педагога-исследователя

Секция №9

Здорового образа жизни

Русаков Александр Альбертович, к.п.н., доцент кафедры предметной области ГАУ ДПО ИРО

 

 

-Включить методы исследовательского обучения в образовательную практику.

-Проводить целенаправленную работу по развитию исследовательских способностей, организовывать обучение учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска.

-Используя научно-исследовательскую деятельность в своей работе, учителям физической культуры и ОБЖ, создавать эффективную систему обучения и воспитания школьников по предметам физкультура и ОБЖ, в результате чего:

-разрешается проблема отсутствия секции ФК и ОБЖ в НПК «Шаг в будущее»;

-повысится интерес детей к учебе, стремление к самообразованию и саморазвитию, занятию спортом;

-приобщим детей к военно-патриотической работе, любовь и уважение военной службе в Армии;

-улучшится качество профориентационной работы

Секция №10

Дополнительное образование. Исследовательская деятельность в формировании открытого образовательного пространства

 

Быченко Татьяна Михайловна к.б.н., педагог доп. образования МБОУ СОШ №66 г. Иркутск

Открытое образовательное пространство представляется как сеть взаимодополняющих друг друга образовательных институтов и не ограничивается каким-либо одним образовательным учреждением. Каждое учреждение образования несамодостаточно для достижения образовательных целей обучающегося и провоцирует ученика строить свой образовательный маршрут с учетом разнообразных организаций. В первую очередь, учреждений дополнительного образования, деятельность которых не регламентирована образовательными стандартами. Дополнительное образование быстрее реагирует на запросы социума, постоянно расширяя границы образовательного пространства. Поэтому будущее - за учреждениями дополнительного образования.

Решение:

-Наладить тесное, продуктивное сотрудничество между общеобразовательными организациями и учреждениями дополнительного образования в реализации программ внеурочной деятельности.

Секция № 11

Дополнительное образование в формировании творческой компоненты открытого образовательного пространства

Хлиманкова Елена Семёновна к.б.н., «Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области»

Секция № 13

Мастер-классы.

Декоративно-прикаладное искусство

Полетаева Ольга Геннадьевна, старший преподаватель кафедры предметной области ГАУ ДПО ИРО

Секция №12

Робототехника

Ильин Андрей Николаевич, Байкальский государственный университет

-Обеспечить реализацию принципов системно-деятельностного подхода, предполагающих переход от:

-изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание образования, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;

-индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Открытая дискуссионная площадка №1

Проблемы формирования регионального компонента учебного плана в условиях введения ФГОС. Включение научной, исследовательской, творческой компоненты в деятельность педагога, формирующей открытое пространство системы образования

Игольницына Людмила Михайловна д. б. н., профессор кафедры предметной области ГАУ ДПО ИРО

-Формировать социально-адаптированную личность - достойного представителя региона, хранителя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций, носителя региональной социальной памяти и интеллекта;

-Повышать статус образования и развивать рынок образовательных услуг как фактора снижения депрессивности состояния территорий;

-Развивать в комплексе с федеральным компонентом Гражданское образование как условие обеспечения гражданско-правового строительства в территориях – основы формирования Гражданского общества в России

Открытая дискуссионная площадка

№ 2

Реализация требований ФГОС: модернизация системы оценивания достижений участников образовательного процесса. Открытость и достоверность результатов

Пешня Инна Сергеевна, к. п.н., заведующий лабораторией передового опыта ГАУ ДПО ИРО

С целью представления передового педагогического опыта широкой общественности предлагается
-опубликовать материалы (ФИО) в региональном журнале «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»;
-рекомендовать участников (ФИО) о внесении опыта в региональный реестр лучших практик;
-рекомендовать участие в вебинарах "Слово Учителю" в рамках работы лаборатории сопровождения профессионального развития ГАУ ДПО ИРО.

Открытая дискуссионная площадка №3

Открытое образовательное пространство школы. Проблемы организации и сопровождения детского чтения (взаимодействие с социумом, родителями, вузами, др.)

Валюшина Наталья Михайловна, к.п.н., заведующий кафедрой предметной области ГАУ ДПО ИРО

 

-Определить стратегию преемственности, в соответствии с ФГОС, дошкольного и начального общего образования;

-Разработать муниципальную программу повышения квалификации педагогических работников, с участием представителей родительской общественности, по вопросам преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, основного общего образования

Открытая дискуссионная площадка №4

Эффективные образовательные технологии как средство формирования открытого образовательного пространства

Перепелицына Наталья Викторовна, к.ф.н., директор Центра «Инрон», ИГУ, директор центра дополнительного образования САПЭУ. 

Работа секции была посвящена использованию педагогических технологий в условиях реализации государственного образовательного стандарта. Рассматривались различные способы работы, позволяющие технологично выстраивать работу на уроке и во внеурочной деятельности. Участники секции подчеркивали безусловный приоритет проектной технологии, поскольку проект на современном этапе рассматривается и как средство, и как цель обучения, и как способ оценки сформированности универсальных умений. Кроме тех технологий, которые имеют широкое применение в процессе обучения, были представлены новые подходы для эффективной реализации образовательного процесса.

Решение:

-Сформировать перечень приемов и форм организации деятельности учащихся, позволяющий достигать максимально высоких результатов реализации представленных образовательных технологий обучения.

Открытая дискуссионная площадка №5

Трансформация образовательного пространства для реализации профильного обучения: построение индивидуальной образовательной траектории

1.Глазкова Татьяна Владимировна, к.п.н., заведующий сектором общего образования сектора общего и дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО

2.Коваленкова Елена Васильевна. старший методист сектора общего и дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО

-Принять к сведению разрабатываемые в теории и на практике модели построения индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающие реализацию ФГОС СОО.

-Использовать опыт индивидуальной работы образовательных организаций по подготовке обучающихся к научно-практической конференции «Шаг в будущее» при внедрении ФГОС СОО.

Для общественного обсуждения общей темы в рамках симпозиума применяется аналитический инструмент краутсорсинг. На симпозиуме в очередной раз использована система обсуждения итогов симпозиума в он-лайн –пространстве: участникам предложено заполнить форму Электронной рефлексии на сайте МБОУ «Лицей № 1», каждый желающий может высказать свои предложения в резолюцию симпозиума в течение 2 недель.

Новые акценты Симпозиума:

- новая деятельностная форма проведения заседаний- Открытые дискуссионные площадки, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству;

-увеличение количества предметных секций: открытие новой секции «Робототехника»,

-работа интерактивной демонстрационной площадки «Возможности электронных учебников»;

-открытие с 1.07.2016 г. на сайте Лицея № 1 как Координационного центра Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» виртуального методического Консалтинг-центра.

XIX Региональный научно-педагогический симпозиум «Формирование открытого образовательного пространства путем включения научной, исследовательской, творческой компоненты в деятельность педагога» состоялся благодаря слаженной работе педагогического коллектива МБОУ «Лицей № 1».