Менделеевский класс МБОУ « Лицей №1» г.Усолье-Сибирское
Браташ Светлана Петровна, учитель химии Менделеевского класса
Учебная работа Менделеевского класса в образовательной организации осуществлялась с конца сентября по декабрь 2020 года. Как любой процесс становления нового, данная работа требовала дополнительных усилий со стороны администрации, учителей, учеников и родителей.
Новый проект направлен на повышение уровня преподавания химии и математики через реализацию сетевого взаимодействия с вузами РХТУ им. Менделеева и ИРНИТУ. Таким образом через осуществление совместной деятельности лицея и высшей школы осуществляется ранняя профориентация лицеистов и качественная организация системы предпрофессиональной подготовки.
В настоящее время учебный процесс осуществляется через интеграцию двух форм обучения - очную и дистанционную. В дистанционном режиме, в режиме вебинаров. Преподавателями вузов проведено 14 занятий, 14 занятий учителями лицея в соответствии с методическими рекомендациями, поступающими из РХТУ им. Менделеева.
Дистанционное обучение предыдущего года позволило учащимся получить навыки работы в режиме цифровых технологий. Обучающиеся зарегистрировались на платформе Microsoft Teams и в период дистанционного обучения самостоятельно выходили на занятия. В очном режиме обучения вебинары проходят в кабинете класса, а на вопросы лектора учащиеся имеют возможность отвечать через платформу Microsoft Teams в телефоне.
В ноябре 2020 года в лицей поступили Mendeleev Boxы, которые оснащены реактивами до 15 наименований, оборудованием (14 позиций). Появилась возможность провести практические занятия, три лабораторные работы по химии. Координатору работы Менделеевских классов представлен видеосюжет о проведении практических занятий, где сами учащиеся отмечали, что химия - практическая наука и ее познание будет значительно качественнее, если знания будут закреплены на практике.
Во время осенних каникул ученики совершили увлекательную экскурсию в онлайн-экспериментарий с Александром Ивановым под названием «Химия – это просто»
Организуя процесс на новом уровне обучения, важно понимать специфику особого учебного процесса, его отличие от привычной классно-урочной системы и уметь планировать занятия с учётом новых особенностей. Для обмена мгновенными сообщениями, а также для быстрого информирования о каких-то важных событиях весь класс организован в группы Viber , в ВКонтакте .
Учителя математики и химии участвовали в дистанционных методических совещаниях, а также прошли курсовую подготовку в РХТУ им. Менделеева по теме «Вопросы повышенного уровня сложности» .
У учащихся наблюдается повышение интереса к предмету, личной ответственности к организации учебной деятельности, поддержка родителей. Отмечается высокая ответственность классного руководителя за организацию работы Менделеевского класса, создание комфортной учебой атмосферы в групповом коллективе.
2020 – 2021 учебный год
Особенности образовательного процесса в Менделеевском классе (8 ХБ)
Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимой в науке
Д.И. Менделеев
Менделеевский класс – это КЛАССное образование. Данное определение раскрывается для нас в двойном значении: КЛАССное – находящееся в рамках класса как организации, кабинета как места, КЛАССное – отличное от других, новое образование, умное. И это зависит от всех субъектов образовательного процесса – от лицейских ребят и педагогов, от РХТУ имени Д.И.Менделеева, ИРНИТУ, ведущих ВУЗов страны и других, от родителей, от производственной сферы, жаждущей современных талантливых работников, от НАУКИ. Менделеевский класс – это класс Научной Школы старшеклассников и учителей. Он создается через трехстороннее Соглашение между ОУ, ВУЗом, предприятием, в результате которого выпускник данного класса будет иметь преференции при поступлении в высшие учебные заведения - члены консорциума данного проекта и по окончании вуза при приеме на работу. Менделеевский класс - это образовательное пространство мощнейшего интеллектуального развития. Главная особенность – напряженный экспериментальный лекционно-практический блок, в котором ребята в режиме он-лайн, реальном режиме будут взаимодействовать с профессорско-преподавательским составом вузов, будут через "Mendeleev Box" (Менделеев бокс) «менделеевские боксы» самостоятельно исследовать, проводить практические занятия, лабораторные работы, ставить опыты. Выпускников "Менделеевских классов" ждет приятный бонус: они смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в РХТУ. А еще в планах после выпускных экзаменов присуждать ребятам квалификацию "Химик-лаборант" и другие. Так что у ребят сразу после школы уже будет профессия.
Имя Дмитрия Ивановича Менделеева, великого русского ученого станет КЛЮЧОМ к открытиям, которые ребята будут делать, сидя за лицейскими партами. Ежегодно, в День Российской Науки, будем открывать Закон химической гармонии, спрятанный в периодической таблице Менделеева.
Химия и математика – ведущие дисциплины в учебном плане, все будут буквально «купаться» в этих науках. Через лицейский компонент будем предлагать много интересного. Например, курсы по химии: «Введение в химию», «Химическая задача», «Проектирование химических задач через мысленный эксперимент», «Методика решения задач по химии», «Теоретические и практические исследования в химии», «Химический анализ: количественный и качественный»; курсы по математике: «Реальная математика», «Школа Пифагора», «Школа математического моделирования», «Математика и практика: составления текстовых задач».
Первый химический детский технопарк "Менделеев Центр", который был открыт в феврале 2020 года на базе РХТУ им. Менделеева, может стать площадкой для практических занятий по химии в рамках возможных выездных мероприятий "Менделеевских классов", а также онлайн-лекторием, где будут транслироваться эксперименты.
Будут интегрированы рабочие программы по математике и химии, осуществлено взаимпроникновение тем, в образовательном процессе применены новые технологии интерактивного обучения в панорамном классе, он-лайн школах (например, он-лайн школа Фоксворда по математике, в которой дети будут учиться на новом уровне выполнять домашнее задание – самостоятельно, ответственно, с помощью вебинаров), проектируются бинарные уроки.
Опыт Международной академии бизнеса Mendeleev в РХТУ будет полезен педагогам.